Электронный курс по
Информатике и ИКТ
Внедрение информационных технологий требует подготовки кадров, способных грамотно и эффективно использовать современные компьютерные системы. При этом ощущается растущая потребность в IT-профессионалах, операторах ПК.
Настоящая программа составлена на основе "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике (уровень Б)", рекомендованного Министерством образования РФ. Программа представляет собой один из возможных вариантов построения углубленного курса информатики, изучаемого в 8 - 11 классах.
Общая программа рассчитана на 170 учебных часов и состоит из двух разделов: основы информатики и информационные технологии. Часы распределены следующим образом: 8 класс - 34 часа, 9 класс – 34 часа, 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа информатики и 34 часа информационные технологии.
Данная программа представляет часть общей программы по информатике, изучаемой в 10 классе (34 часа) и в 11 классе (34 часа). Часть разделов общего курса изучается в курсе информатики для 9-го класса (34 часа) и курса по информационным технологиям для 11 класса (учитель Екимова И.Г.)
Класс |
Модуль, темы |
Часы |
8 |
Информация и информационные процессы. Информация и окружающий мир. Понятие информации и свойства. Информационная деятельность человека. Информационные процессы в природе, обществе, технике. /Роботландия: comput – схема информационных процессов. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Назначение обратной связи. Представление и передача информации. Язык – знаковая система представления информации. Алфавитный подход к измерению информации. Более крупные единицы измерения информации. Скорость информационного обмена. |
8 |
8 |
Компьютер. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Основные характеристики процессора ПК. Организация и основные характеристики памяти компьютера. Основные носители информации, их важнейшие характеристики. Устройства ввода/вывода информации. Программное обеспечение компьютеров. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другие. Кодирование символьной информации в компьютере. Кодовые таблицы. |
9 |
8 |
Алгоритмизация и программирование. Числовые и символьные величины в языке QBasic. Оператор ввода данных с клавиатуры. Использование символьных переменных для организации диалога. Символьные функции в языке QBasic. Операция конкатенации. LEN –определение длины символьной строки. MID$ - вырезка подстроки. Команда цикла FOR…NEXT. Функция STRING$ – создание строки символов. Символьные функции для работы с числами: STR$, VAL, OCT$, HEX$. |
9 |
8 |
Текстовые редакторы. Основные понятия. Работа в текстовом редакторе. Ввод текста, сохранение, считывание, форматирование. Редактирование, перемещение и копирование фрагментов текста. Графика в текстовом документе. Создание таблиц. Текстовые эффекты. |
8 |
9 |
Алгоритмизация и программирование Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов. Средства представления алгоритмов. Основные алгоритмические структуры: следование и ветвление, циклы. Система программирования. /ЛОГО/. Массивы. Максимальные и минимальные элементы в массивах. Сортировки. QBasic. Понятие подпрограммы и модульного программирования. Знакомство с функцией пользователя. Процедуры-функции. Процедуры. Этапы решения задач на ЭВМ. Решение задач. |
18 |
9 |
Операционные системы MS DOS и WINDOWS. Общие сведения о файлах. Каталоги. Путь к файлам, каталогам. Команды MS-DOS: информационные и общего назначения. Основные команды MS-DOS система. Основные понятия ОС Windows. Файловые оболочки. Архивирование файлов. Вирусы и антивирусная защита. |
11 |
9 |
Электронные таблицы Назначение и основные понятия. Основные приемы работы. Работа с электронными таблицами. |
5 |
Цели курса
![]() |
Воспитание информационной культуры, изучение основ информационных процессов, роли информации в бизнесе и обществе в целом. |
![]() |
Знакомство с основными понятиями, терминологией и основами описания и создания систем компьютерной обработки информации. |
![]() |
Изучение аппаратных и программных средств информатики. Курс «Информатика и ИКТ» дает учащимся базовые знания и практико-ориентированные умения, необходимые для квалифицированного использования ИТ в профессиональной деятельности любого профиля. Формируемая система знаний и умений универсальна и позволяет свободно использовать все наиболее распространенные программные средства общего назначения, а также быстро осваивать специализированные корпоративные информационные системы. |
Общая характеристика учебного предмета
В курсе вводятся основные понятия информатики, информатизации. Информатика как учебная дисциплина находится в стадии становления. В отличие от других дисциплин, благодаря интенсивному развитию технической базы, происходящему в последнее время, меняется не только технология, но и общий подход к освоению элементов.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика – имеет междисциплинарный характер, активно содействует развитию других школьных дисциплин. Информатика и информационные технологии – предмет, необходимый во всех видах профессиональной деятельности и обучения. Учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей, решения задач в среде языка программирования. Информационное и компьютерное моделирование направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы: информационных, математических, физических, технических и др., анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Программой предполагается проведение практических работ для знакомства учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практика совмещается с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.
![]() |
Назначение и основные возможности электронных таблиц. Окно программы MS Excel. |
![]() |
Ввод различных видов данных в таблицу. Составление формул. |
![]() |
Форматирование и редактирование таблиц. |
![]() |
Построение диаграмм. Редактирование и форматирование диаграмм. |
![]() |
Автозаполнение и списки. Построение и анализ графиков функций |
![]() |
Структура информации. Операции с рабочими книгами и листами. |
![]() |
Работа с базами данных в электронных таблицах. Сортировка и фильтрация данных. Выпадающий список. |
Формирование статистических итогов. Построение сводных таблиц.
![]() |
Моделирование в среде электронных таблиц MS Excel. Моделирование решения уравнений. |
![]() |
Различные виды графики в компьютере: рисунки, фотографии, анимации, flash, видеофильмы. |
Программные средства для их обработки и отображения.
![]() |
Создание и преобразование изображений с помощью графических редакторов, сканеров, фото- и видеокамер. |
![]() |
Векторная и растровая графика. Графические форматы файлов. |
![]() |
Графический редактор Corel Draw. Работа с линиями, фигурами, цветом, заливкой. |
![]() |
Панель графики. Изменение форм. |
![]() |
Работа с текстом. |
![]() |
Формирование, выравнивание, группировка, упорядочивание векторных объектов. |
Модуль 3. Алгоритмизация и языки программирования (10 часов)
![]() |
Классификация языков программирования. Машинный язык, ассемблер, языки высокого уровня. |
Трансляторы языков: интерпретаторы и компиляторы.
![]() |
Основы Visual Basic. Графический интерфейс. Основные объекты и конструкции языка. |
![]() |
Типы переменных. Запись алгоритма на языке Visual Basic, ввод, отладка и выполнение программы. |
![]() |
Основные типы алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический) и их реализация на языке Visual Basic. |
![]() |
Линейный алгоритм. Простые вычислительные алгоритмы. Понятие переменной: имя и значение. Семантический смысл операторов (рассмотрение выполнения программы на модели компьютера). Ввод и вывод информации в процессе выполнения задачи. |
![]() |
Графические возможности языка программирования. Основные графические операторы (точка, линия, прямоугольник, окружность). |
![]() |
Разветвляющийся алгоритм. Операторы проверки условий и переходов в Visual Basic. |
![]() |
Разработка проекта в среде Visual Basic. |
![]() |
Возможности мультимедийных технологий. Примеры мультимедийных программ (обучающие, развивающие и др.). |
![]() |
Соединение различных видов информации (текст, графика, звуки, видео и др.) в одном электронном документе. |
![]() |
Подготовка презентаций с помощью программы Microsoft Power Point.Стили и шаблоны презентаций. Использование «Мастера» презентаций. Работа с цветовыми схемами. Различные представления презентаций.Работа со слайдами. Создание новых слайдов. Разметка структуры слайда. Копирование, перенос, удаление слайдов. Настройка смены слайдов.Вставка, форматирование, редактирование объектов на слайде. Создание эффектов анимации для различных видов объектов. Добавление звука и видео.Демонстрация слайдов. Сохранение слайда в формате демонстрации. |
![]() |
Базы данных как информационные модели реальных процессов: назначение и основные возможности. Типы баз данных: иерархические, сетевые и реляционные модели данных. Системы управления базами данных. |
![]() |
Общие сведения об MS. Основные объекты и их назначение в MS Access. |
![]() |
Таблицы. Типы данных. Создание таблиц в режиме конструктора. Ввод данных в таблицу. Форматирование и редактирование таблиц. Организация и виды связей. Ключевые поля. |
![]() |
Формы. Виды форм. Создание и форматирование форм. Добавление объектов формы. |
![]() |
Запросы и фильтры. Создание запросов в режиме конструктора. Запросы с параметрами. Групповые операции. Логические операции при составлении сложных запросов. |
![]() |
Отчеты. Создание отчетов. Мастер отчетов. Форматирование и редактирование отчета. |
![]() |
Страницы. Доступ к базе данных по сети через Internet Explorer. |
![]() |
Растровая (точечная) графика. Пиксели. Кодирование цвета. Графические форматы файлов. |
![]() |
Графический редактор Adobe Photoshop. Окно редактора и основные возможности. |
![]() |
Панель инструментов графики. Кисти. Заливка. Выделение и перенос изображения. |
![]() |
Слои. Свойства и эффекты слоя. |
![]() |
Фильтры. |
![]() |
Работа с текстом. |
![]() |
Основы Visual Basic. Графический интерфейс. Основные объекты и конструкции языка. |
![]() |
Циклические алгоритмы и их реализация на языке Visual Basic. |
![]() |
Графические возможности языка программирования. Создание сложных графических объектов. Моделирование движения объектов. |
![]() |
Работа с символьными величинами. Функции символьных величин. Определение количества одинаковых и разных букв в тексте, количества слов в тексте. |
![]() |
Обработка одномерных массивов: |
![]() |
Локальные компьютерные сети. Структура глобальной компьютерной сети Интернет. Адресация в Интернет. Доменная система имен. Протокол передачи данных TCP/IP. |
![]() |
Основные службы в Интернет: поиск информации, общение, электронная почта, услуги, телеконференции, файловые архивы. |
![]() |
Обозреватель Internet Explorer. Окно Internet Explorer. Настройка Internet Explorer. |
![]() |
Основы функционирования электронной почты. Почтовая программа Outlook Express. |
![]() |
Гипертекст. Основы технологии WWW. |
![]() |
Структура сайта и карта навигации. Дизайн сайта. |
![]() |
Создание Web-страниц. Основы HTML.. Фон и параметры текста, графика. Динамические объекты на Web-страницах |
Copyright © 2005. Петрова Людмила Борисовна