Электронный курс по информатике|Алгоритмизация и программирование


Тема 2. Основы Visual  Basic.


Алфавит языка программированияVisual Basic включает следующий набор символов:

Клавиатура компьютеров позволяет также выдавать символы: @ — символ Эт, ~ — знак эквивалентности, | – прямая черта, { } — фигурные скобки, № — знак номера, элементы псевдографики, ранее использовавшиеся для построения таблиц, и другие символы. Бейсик позволяет использовать при записи программ в кавычках прописные и строчные буквы русского алфавита.

Типы данных.

В языке используют несколько различных типов числовых и нечисловых данных. Это объясняется желанием наиболее эффективно, с меньшими затратами памяти хранить данные. Некоторые задачи имеют дело с очень большими числами (расстояния в космосе). Другие оперируют очень малыми величинами (школьные оценки). Отводить для их представления одинаковое количество числовых разрядов было бы  нерационально.

Синтаксис определения данных следующий:

                                          {Dim|Private|Public} <данные> As <тип>

Тип данных Byte служит для определения числовых данных, величина которых при решении задачи не выходит за диапазон от 0 до 255. Для хранения переменной этого типа отводится память объемом всего один байт

Тип данных Integer для хранения целых чисел этого типа (два байта). Так как данные этого типа имеют знак, то диапазон представления чисел равен от –32 768 до 32 767. В случае присваивания переменной этого типа дробного значения оно округляется до целого.
Тип данных Long для хранения длинных целых чисел (четыре байта). Необходимость представлять как положительные, так и отрицательные числа приводит к диапазону представления чисел от –2 147 483 648 до 2 147 483 648.  
Тип данных Single для хранения вещественных чисел (четыре байта). Для увеличения диапазона представления числа задаются в формате с плавающей точкой. Число в форме с плавающей точкой представляется в виде А*10P, где А — мантисса, Р — порядок (характеристика). Например, в формате одинарной точности пример записи числа следующий: a = 2.407153E+7. Обычная запись этого числа такая: а = 2.407153*107 = 24071530.
Тип данных Double для хранения вещественных чисел с плавающей точкой двойной точности (восемь байтов). Этого достаточно, чтобы иметь возможность работать с 308-значными десятичными числами.
Тип данных Currency занимает восемь байтов и используется для выполнения финансовых расчетов. Диапазон представления чисел от –922 337 203 685 477.5808 до 922 337 203 685 477.5808.
Тип данных Date занимает восемь байтов и позволяет представлять дату и время.
Тип данных String применяется для представления строковой переменной. Различают строковый тип фиксированной длины и переменной длины. Строка фиксированной длины может содержать от 1 до 65536 символов. Каждый символ для своей записи требует один байт. К этому добавляется память для хранения количества символов в строке. При определении данных этого типа количество символов приписывается к записи типа, например:

                                                      Dim a As String * <длина>

Строки переменной длины могут быть длиной от 0 до 2 миллиардов символов. Они требуют для записи память в 10 байтов плюс по байту на каждый символ.

Тип данных Boolean логическая величина может принимать только два значения: False (ложь) или True (истина). Если преобразовать значение Boolean в числовой тип, то True возвращается как –1, а False — 0. Для хранения булевой переменной отводится два байта, так как она представляется как целое число.
Тип данных Variant - этот тип данных в процессе работы может быть любым другим в зависимости от того, какая величина в действительности объявляется. Используется тип Variant в специальных случаях, например, при желании избегать сообщений об ошибках.
Тип данных Object для представления объектов. Он содержит адрес объекта, занимающий четыре байта.

Структуры данных

Константами называют используемые в процессе выполнения программы заранее определенные в процессе разработки величины. Различают числовые и строковые константы. Константы объявляются служебным словом Const. Одновременно записывается их значение. Можно указывать и тип. Синтаксис записи объявления следующий:

[Public|Private] Const <имя константы> [As <тип>] = <значение>

Примеры:                       Const Золотое_сечение = 1.618

                                          Private Const Золотое_сечение As Double = 1.6180339901756

                                          Public Const Pi = 3.1415926535897932

Переменными называют величины, которые в процессе выполнения программы могут менять свое значение. Различают простые переменные и переменные-массивы. Под переменной можно понимать поименованную область памяти компьютера, в которой храниться значение этой переменной.

К имени переменных предъявляются следующие требования:

·        имена переменных должны начинаться с буквы;

·        имена переменных не могут содержать других символов, кроме букв, цифр и символов подчеркивания;

·        имена переменных не могут совпадать с ключевыми словами Visual Basic,  которые распознает редактор;

·        длина имени не должна превышать 255 символов;

Желательно, чтобы имя имело смысловое значение, соответствующее назначению и особенностям использования переменной.

Переменной присваивают результаты выполнения операций. Пока переменной в программе не присвоено значения, то числовая переменная равна нулю, строковая переменная равна пустой строке.

Объявление переменной выполняется с помощью операторов, использующих следующий синтаксис:

[Dim|Private|Public] ИмяПеременной [As ТипДанных]

Примеры:                        Dim Limit_1 As Long, Limit_2 As Long

                                          Private Книги As Byte

                                          Public Sum As Variant

Массив представляет в программе организованную группу элементов одного типа. В качестве элементов массива выступают переменные с индексами — номерами элементов в массиве. Индексы — целые числа. Они начинаются с нуля и заканчиваются величиной размера массива. Различают размерность массива (число измерений) и размеры размерностей массива (число элементов в каждом измерении). Массивы делятся на статические и динамические.

Статические массивы задаются в процессе разработки и не могут изменяться во время работы.

Массивы задаются своими именами с указанными в скобках верхней границей или нижней и верхней границей. Например, массив w(16) — одномерный массив. Он имеет одну размерность (одно измерение). Номера элементов массива: 0,1,2,...,16. Количество элементов в массиве 17. w(i) — обозначение i–го элемента массива. Индекс i может в данном примере принимать значения от 0 до 16. Такой массив можно записать еще так: w(0 Тo 16).

Массив v(10,10) — двухмерный. Он имеет две размерности по 11 элементов в каждой. Двухмерный массив z(m, n) можно представить в виде таблицы, имеющей m+1 строк и n+1 столбцов. Величина v(i,j) соответствует элементу такой таблицы, стоящему на пересечении i–й строки и j–го столбца. Второй вариант записи v(0 To 10, 0 To 10) или v(0 To 10,10).

Краткие сведения о среде Visual Basic.

Загрузка Visual Basic

Загрузка среды Visual Basic может быть выполнена командами: Пуск - Программы - Visual Basic. Загрузка завершается выводом на экран главного окна Visual Basic, перед которым в центре экрана располагается окно Новый Проект.

Диалоговое окно Новый Проект содержит три вкладки: Новое, Существующее и Прошлое. Вкладка Новое позволяет выбрать шаблон для создания нового приложения. Как правило, будем создавать стандартные ЕХЕ проекты, начиная работу над ними двойным щелчком по значку Стандартный ЕХЕ. Вкладка Существующее дает возможность открывать ранее созданные проекты, по умолчанию записываемые в папку VB98. Вкладка Прошлое содержит список проектов, открывавшихся в числе последних.

Дважды щелкнем по значку Стандартный ЕХЕ и рассмотрим главное окно среды языка Visual Basic.

Элементы главного окна Visual Basic 

1 — заголовок, 2 — главное меню, 3 — панель инструментов, 4 — окно проектирования формы, 5 — форма, 6 — панель элементов управления, 7 — окно свойств, 8 — окно проводника проекта, 9 — окно размещения формы, 10 — панель задач.

Заголовок содержит имя проекта. В начале работы над проектом Visual Basic присваивает ему имя Проект1. Затем, перед записью в память проекту следует дать имя.

Вся работа над проектом делится на его проектирование и работу с ним. Во время проектирование в заголовке в скобках записывается (design), во время работы — (run).

Главное меню расположено во второй сверху строке главного окна, под его заголовком и содержит следующие пункты:

Панель инструментов расположена ниже главного меню и представляет собой набор кнопок, соответствующих командам, спрятанным в главном меню. Вывод их на передний план упрощает работу по созданию проекта.

Познакомиться с назначением кнопок можно, если подводить к ним указатель мыши. Рядом с кнопкой в желтом квадратике появляется текст с назначением выбранной кнопки.

 


Copyright © 2005. Петрова Людмила Борисовна

 

Хостинг от uCoz